Купить билеты онлайн

Интервью с замечательным перкуссионистом Дмитрием Прудецким

Administrator аватар

Привет, Дима. Расскажи нам о себе - где вырос, где обучался, чем занимаешься? Поделись с нами своей биографией?
Привет! Родился и вырос я в Самаре. С детства очень люблю музыку. Эта любовь передалась мне от моих родителей, которые очень любили музыку и очень много ее слушали. В нашем доме она постоянно звучала, и не полюбить ее было просто невозможно. В 14 лет у меня уже была мечта научиться играть на музыкальном инструменте. И я начал учится играть на гитаре. С 16 лет я очень серьезно увлекся рок-музыкой, начал писать песни. Для того чтобы делать аранжировки к своим песням я начал очень серьезно заниматься гитарной музыкой. Стал уделять много внимания теории музыки и технике игры. Несмотря на всю серьезность, увлечение музыкой было лишь моим хобби, так как параллельно я получил два профессиональных образования, - среднее по специальности «морское судовождение» и высшее по специальности «юриспруденция», а потом работал по профессии юристом.

С чего началась любовь к барабанам и перкуссии?
Я с детства любил звук африканских барабанов. Для меня эта музыка казалась загадочной и завораживающей, манящей своей первобытной магией.В 2005 году судьба меня свела с коллективом «Шоу Барабаны мира». Музыка, которую они играли, поражала воображение, разжигала страсть, будила в сердце первобытное желание танцевать. Было невозможно просто стоять, слушая горячие ритмы, которые ребята выбивали на своих барабанах. Наша встреча была поворотным моментом в моей жизни, с того момента я влюбился в барабаны. Я стал искать, скупать и слушать барабанную музыку, бывать по возможности на всех фестивалях «Барабаны мира», купил себе разные барабаны, потратив целое состояние.

Звучание, какого из обширного арсенала перкуссионных инструментов ты любишь больше всего? Например, из африканской перкуссии?
Очень люблю звук африканских барабанов. Каждый инструмент имеет свой неповторимый голос. Люблю голос джембе и дундунов, кпанлого, бугарабу, барабанов Эве, фонтомфро, говорящих барабанов, барабанов нгома. Пение ближневосточных барабанов я тоже очень люблю!!! :-) Можно много перечислять. Вообще этнические барабаны мне очень нравятся.

Я так понимаю, ты предпочитаешь именно Африканскую музыку? Что в ней особенного?
Дух! Дух музыки Африки особенный! Это разговор человека с природой, с Богом, растворение в окружающем мире, это путешествие в первобытность к нашим предкам, это биение сердца, это экспрессия танца, который вырывается из твоего сердца не зависимо от твоей воли. Еще есть одна особенность в африканской музыке, - это ее ритмика. Африканская ритмика очень богата и сложна. Внутри африканских ритмов есть микросмещения, оттяжки/опережения нот, игра в разных метрах и размерах одновременно, сочетания непривычных пульсаций. Все это делает ее сложной для понимания. Так, чтобы играть африканскую музыку, нужно найти ключик к ее пониманию. Но в этом и ее прелесть!

Немного о барабане Джембе, я так понимаю это твой приоритетный инструмент?
Джембе это западноафриканский барабан. Распространен в Гвинее, Мали, Сенегале, Либерии, Кот д`Ивуаре, Буркина Фасо и Гане. Гвинея и Мали считаются родиной джембе, но этот барабан сейчас очень популярен в некоторых странах и у некоторых народов Африки с иной, своей, барабанной традицией. Например, в Гане. Конечно, там на нем играют свою родную музыку, а не музыку Малинке. Таким образом, он начинает вплетаться в местную традицию. Джембе имеет очень яркий, громкий звук, в отличии от того же кпанлого, а потому его часто используют как солирующий инструмент.Джембе могут иметь очень разные тембральные оттенки звука. Все зависит от материалов, из которых сделан этот барабан, и его формы, что определяется традицией его изготовления в том регионе, где он сделан. В разных странах есть свои особенности изготовления этих барабанов. Сейчас джембе проник в «широкие массы». На нем играют и профессиональные музыканты, и любители, причем спектр его применения в музыке тоже очень широк, - от каноничной традиционной музыки Африки, и до современной западной электронной и рок- музыки. Джембе может быть и аккомпанирующим инструментом и сольным. Широкий спектр звуков извлекаемых из инструментов, сделал его очень популярным и универсальным ударным инструментом. Для меня джембе это символ Африки, ее культуры и музыки, а вместе с тем, и символ всего древнего культурного, духовного наследия человечества. А еще, не зря говорят, что этот барабан имеет душу. Это так! Магический звук джембе завораживает, пробуждает что-то внутри, когда его слышишь. Игра на нем это как молитва, как разговор с Богом.

C чего ты начинал свой путь игры на барабанах? Каким занятиям уделял больше всего времени?
Мой путь игры на барабанах начался с игры ритма известного в широких кругах как «ТеКаДум». Это был первый шаг. Потом был не менее известный «Ритм сердца». Разучив несколько ритмов, я начал пробовать импровизировать. Но признаться честно, получалось все незамысловато. Я периодически бывал на мастер-классах во время фестивалей, искал материал в интернете. Спустя некоторое время я пришел к выводу, что чтобы развиваться нужно идти учиться. Так я попал в барабанную школу. Я уделял очень много времени работе над звукоизвлечением. Качественный звук – это есть основа любой музыки! Звук должен быть красивым, четким, певучим, выразительным. Признаюсь, это было не легко! Так как я приверженец аутентичной игры, то и звук который я должен извлекать из своего барабана должен быть аутентичным. А это было очень нелегко научиться делать! Это только говорят, что на джембе якобы легко играть. Бей себе в барабан и все. Но это далеко не так. Извлекать корректный звук из джембе очень сложно, и над этим нужно много работать. А еще я очень много работал над ритмикой, над игрой нот. Много анализировал и осмыслял ритмическую основу музыки. И конечно играл и запоминал много ритмов. Проводил фундаментальную работу со своим музыкальным мышлением.

Кто повлиял на тебя как барабанщика и музыканта - это же наверно были и группы, и личности?
Да, были и группы, и личности. Начнем с главного – это музыка! Именно музыка породила во мне желание стать барабанщиком. Все началось с музыкального сборника «Пульс Африки» («The Pulse of Africa»). После первого же прослушивания этого сборника я понял, что хочу играть именно эту музыку. Моим первым и очень хорошим учителем была Татьяна Елецкая, в чьей барабанной школе я начал постигать основы игры на джембе. Также я учился играть на дарбуке у замечательного мастера Мурата Гудулова. В 2009г. я поехал в барабанный лагерь, что проходил перед фестивалем «Барабаны мира», где мне довелось познакомиться и учиться у прекрасных мастеров! Нилс Иле, Юсиф Маилов, Джага Самба, Калю Куяйтэ (или Куэйта), Александр Остапенко и Илья Бобровский, Елена Суслова, Дмитрий Ржаницын, Миха Шварц – это те люди, которых я считаю своими учителями, и которые открыли мне путь к познанию, пониманию и чувству барабанной музыки. Этот лагерь и фестиваль стали отправной точкой для создания группы «Либерия» и для моего личного роста как барабанщика. Именно там я принял решение о создании группы, и начал серьезно работать над своим мастерством. Еще следует упомянуть Отелло Матачена, который дал в свое время несколько ценных советов, которые мне очень помогли. Сейчас я уже ровняюсь на таких великих мастеров как Сунгало Кулибали, Мамади Кеита, Болокада Конде, Фомоду Конате, и самое главное, - слушаю свой внутренний голос))).

В чем сложность изучения игры на Джембе в рамках Африканской традиционной музыки? Какой инструмент ярче и значительней отражает дух Африки?
Сложность в освоении традиционного звукоизвлечения и техники игры (не многие барабанщики могут это делать), и в освоении аутентичных ритмов, имеющих сложную ритмику. Ритм в Африканской музыке таков, что заставляет слушателя танцевать. Все микро смещения нот, которые есть в ритмах этой музыки, усиливают ее воздействие на слушателя, влияют на его подсознание заставляя его танцевать, вводят в измененное состояние сознания. Такая игра требует очень тонкого чувства ритма, и «чистого», точного исполнения коллективом этой музыки. Над этим очень много приходиться работать! Ну, а дух Африки отражает конечно же барабан! Не важно какой именно! Это может быть и джембе, и бугарабу, и кпанлого, и нгома и любой другой африканский барабан.

Африканское солирование на Джембе, это ведь целый новый мир для перкуссиониста?
С одной стороны нет, с другой – да. Самый общий смысл построения соло в традиционной барабанной музыке Африки, такой же как и в других традициях, но особенности музыки, это как раз тот самый «новый мир». И чтобы окунуться в этот мир нужно изучать традицию, знать традиционные ритмы, и фразы соло, и желательно танцы. Ведь соло играется для танцора. Посредством соло солист-барабанщик обыгрывает движения танца, подчеркивает его особенности, расставляет акценты, в общем, делает танец выразительным. И если есть конкретный танец, со своими движениями, то есть и конкретные сольные фразы, играемые под эти танцевальные движения. А потому, традиционные фразы должны быть в «словаре» солиста. Без них не сыграешь африканское соло. И чем больше их, тем лучше!

Объясни, что такое Африканская полиритмия?
Полиритмия она сама по себе. Она ни африканская, ни американская, ни китайская. Мы можем лишь констатировать факт, что африканская барабанная музыка полиритмична, так как состоит из нескольких одновременно играемых ритмов. И констатировать то, что эта полиритмия имеет сложные формы, поскольку играемые ритмические фигуры (рисунки) могут быть в разных музыкальных размерах и пульсациях.

Расскажи о своей группе Либерия? Как родилась идея ее создания? И кто играет в ней?
Группа «Либерия» это относительно молодой (во всех смыслах) музыкальный коллектив, изучающий и исполняющий традиционную барабанную музыку и танцы Западной Африки. Вообще у нас нет цели представлять в своем творчестве музыкальную традицию какого-то одного народа и одной страны. Мы наоборот стремимся представить разные традиции в своем творчестве. Мы представляем музыкальные традиции и народов Гвинеи и Мали (малинке, сусу, бага, баоле), и Кот д`Ивуара (сенуфо, гуро), и Ганы (га, эве, ашанти), и Сенегала (волоф). Это разные традиции, очень интересные, которые передают Дух Африки. У африканских барабанов много голосов, а потому чтобы почувствовать Дух Африки, услышать его, нужно услышать песни разных барабанов Африки! Одержимый этой идеей, я начал усердно учится играть сам, чтобы потом, с единомышленниками, создать группу, играющую «пульс Африки». В один прекрасны день я проснулся и понял, - пора! Пора собирать группу! Но к моему огорчению, единомышленников среди барабанщиков я не нашел. И у меня не оставалось выбора, как собирать и учить людей с «нуля». Так получилось, что я свою группу взращивал как семечко. И это семечко взошло, и выросло из него молодое, но крепкое деревце. Потом, уже когда было очень много сделано, стали приходить ко мне барабанщики умеющие играть, горящие той же идеей как и я. Сейчас состав группы таков: Дмитрий Прудецкий (джембе), Максим Карсаков (джембе), Анна Мишукова (джембе), Марина Романова (дундун), Николай Суслов (сангбан), Денис Сафиуллин (кенкени, дундун-сет) Макс Авербах и Амина Шульпина (перкуссия). Это прекрасные ребята, которые знают свое дело, и идут со мной рука об руку!

Как насчет занятий? Как вообще проходят репетиции у вас в группе? Как проходят концерты? Как люди относятся к музыке, которую вы исполняете?
Занимаемся мы много. У нас репетиции четыре раза в неделю, по два-четыре часа. Репетиция это интересный процесс, всем очень нравится осваивать новый материал, заниматься творчеством, хотя конечно есть и рутина, и муштра. Если у всех ребят настроение и самочувствие хорошее, то репетиции проходят очень плодотворно и оживленно, приносят радость.
Выступления обычно для нас как праздник, настроение приподнятое, а если и выступить получается хорошо, то это заряжает хорошим настроением на несколько дней. Отношение людей к музыке, которую мы играем, положительное, очень много хороших слов в свой адрес слышим. Причем и неискушенный зритель и профессиональные музыканты подходят к нам, чтобы сказать доброе слово.

Африканские танцы изучаете? И вообще важно ли изучать танцы, если ты барабанщик?
Конечно! Это очень важно, я выше упоминал, как тесно связаны танцы и музыка в традиционной африканской культуре. Поэтому и барабанщики учат танцы, и танцоры изучают ритмы и играют на барабанах.

Не так давно ты посетил Западную Африку, поделись впечатлениями? Что ты ждал от поездки, и что почерпнули в ней? Я думаю, многим твой рассказ будет крайне интересен.
Да, мы организовали этнографическую экспедицию в Гану, где изучали местную барабанную традицию и танцы.
Погружение в племенные ритуалы, это был самый яркий момент. Мы с Максимом присутствовали на культовых действах вуду, и даже принимали в них участие. Жрецы культа совершали обрядовое действо, танцуя под барабаны, входя в транс и общаясь с духами. Трудно передать на словах те чувства, которые, переживаешь, присутствуя при этом действе. В общем, это то, зачем стоит ехать в Африку. Поездка была крайне полезной, во всех планах. Как в плане знаний и впечатлений, так и в плане пополнения арсенала группы новыми инструментами.

Как проходят твои занятия в нынешнее время: школы, книги, техника?
Я занимаюсь самостоятельно, ставя перед собой определенные задачи, в освоении тех или иных технических элементов, ритмов, просматриваю много видео с концертов и выступлений мастеров, чтобы почерпнуть оттуда что-то для себя. Мое мнение таково, что мастером можно стать только самостоятельно. Никто тебя не научит быть мастером. Развитие в себе самом. Это конечно не значит, что ты не должен никого слушать и развиваться только исходя из своих соображений. Просто чтобы расти, нужно полученные знания и опыт осмыслять, и делать из этого выводы. Общение и совместная игра с мастерами очень развивает и дает много опыта.

Расскажите о коллективах, в которых тебе посчастливилось играть, и в каких коллективах ты играешь сейчас?
Я играю и играл только в одном коллективе, это группа «Либерия».

Есть фестиваль, объединяющий множество перкуссионистов на протяжении 10 лет «Барабаны мира». Слышал о нем? Твое отношение к таким фестивалям?
Это прекрасный фестиваль! Я думаю, что организаторы делают очень большое дело в плане развития этнической барабанной музыки в России. Этот фестиваль объединяет многих барабанщиков в России. Местечковые тусовки фестиваль объединил в большое барабанное движение в России. Мне пока известен только один барабанный фестиваль в России, такого масштаба. Хочу пожелать удачи организаторам этого замечательного фестиваля, в их нелегком, но очень важном деле!

Твои творческие амбиции на будущее?
Покорить мир своей музыкой! Если мечтать, то о большом! :))))

Помимо барабанов чем занимаешься? Расскажи немного о своих увлечениях?
Люблю историю, этнографию, люблю туризм, чем и занимаюсь понемногу. Еще учусь играть на псковских гуслях.

Как думаешь, здоровый образ жизни важен для барабанщика?
Здоровый образ жизни важен для любого человека.

А что слушаешь на досуге?
Слушаю африканскую традиционную музыку, русскую традиционную музыку, рок-музыку.

Что ты хочешь пожелать начинающим барабанщикам?
Упорства. Все остальное придет.

В заключение не хочешь поделиться секретами или полезными советами с читателями?

Секрет в том, чтобы осмыслять то, что делаешь. Это важно! Если быть просто «запоминающим устройством», без понимания и осмысления того, что делаешь, то выше своей головы не прыгнешь, а значит, не станешь мастером.

Спасибо, Дима, за чудесное интервью!

Генеральный информационный партнер
  
Партнеры фестиваля
 
            
            
                   

АНО Проект «Барабаны мира», Самарская область, г.о. Тольятти. Руководитель проекта Марина Ерофеева (8482) 35-45-10, +7-929-714-05-09; e-mail: sh-bm@mail.ru

Поддержка Апрель Интернет     «Барабаны мира» на SunBow     Хостинг TimeWeb     Хостинг BeGet     Платье-трансформер