Купить билеты онлайн

Интервью с замечательным перкуссионистом Андреем Байрамовым

Administrator аватар


Привет, Андрей! Для начала - несколько вопросов, так сказать, анкетного плана - откуда ты родом, где учился, как пришел в музыку вообще, в фолк в частности?

Привет! Я родился и живу в Москве. Учиться музыке начал довольно рано – еще до школы, и в дальнейшем она как-то в тех или иных формах уже постоянно в жизни присутствует. Сначала немного учился на фортепиано, потом была музыкальная школа по аккордеону. Потом, уже в сознательном возрасте, немного играл на гитаре, и только после этого пришел к барабанам и перкуссии.Европейской фолк музыкой впервые заинтересовался в 1998 году, случайно услышав запись немецкого фолк-рокового коллектива Fiddler’s Green, которые в ранние годы исполняли ирландские песни в довольно интересных аранжировках. Немного в духе известных Pogues, но не настолько отвязно. У нас, да и не только у нас, тогда была довольно заметная волна кельтомании - увлечения кельтским фолком – в которую мы с друзьями попали и вот до сих пор не вынырнули. Музыка необычная и очень притягивающая. Оказалось, что это целый мир.

Почему перкуссия?
Всю жизнь подсознательно тянуло к барабанам, но поиграть довелось только в пионерском лагере :) Поэтому, когда собирали с друзьями первую группу - Ruadan, с которой потом репетировали и выступали несколько лет, решил воспользоваться ситуацией и сел за барабаны. Сначала за установку, а потом, поскольку формат был скорее акустический, потихоньку начали появляться и перкуссионные инструменты. Все происходило постепенно, в том числе и потому, что в конце девяностых достать хорошую перкуссию было не так просто – все приходилось или заказывать и потом долго ждать или искать, не продает ли кто из музыкантов. Сейчас с этим гораздо проще.

Расскажи об инструментах, на которых играешь сейчас? Их особенности и пути, которыми ты пришел к ним?
Инструменты разные и применение их зависит от музыкальной ситуации. Основные в последние годы, пожалуй, боуран, кахон и джембе. Просто потому что по своим возможностям это довольно универсальные инструменты. Также иногда использую конги, дарбуку, разумеется, мелкую перкуссию, гонги, но это уже скорее по ситуации.В начале все определялось, как я уже сказал, тем, какие инструменты удавалось раздобыть. Сейчас – тем чтобы поменьше таскать с собой на концерты. :-)

Стиль, который тебя как музыканта больше всего характеризует?
Так складывается, что я довольно много играю аккомпанемент на перкуссии. Т.е. с точки зрения мышления что-то среднее между ударной установкой и этнической перкуссией. Мне это направление кажется довольно интересным, поскольку часто позволяет добиться интересных ритмических и тембральных результатов, не банальных музыкальных решений.

Андрей, все-таки фолк - это музыка с четкими рамками, правилами или это больше музыка души, музыка танцев?
Изначально – да, европейская инструментальная музыка была во многом танцевальной, прикладной. Вообще в норме это музыка, изначально слитая с тем контекстом, в котором она возникла. Это не чистое искусство в нашем понимании. Но сейчас ситуация, конечно, меняется. Закрытых сообществ почти не осталось, и музыка выходит на сцену, где попадает уже в другой контекст и воспринимается иначе. Соответственно и развивается немного иначе. Появляются профессиональные музыканты, которые вкладывают всю свою энергию и потенциал в направленное развитие той музыки, которую они играют, а не просто в сохранение традиции. Набирает вес понятие новаторства, которое в западной культуре вообще очень ценится. Изначально жесткие каноны ослабевают, начинаются эксперименты. Но при этом, конечно, нельзя сказать, что связь с корнями рвется полностью – ведь многие фолк музыканты изначально учились в естественной среде и свой багаж они берут с собой, когда решают идти дальше. Это тонкий момент, но очень многое определяющий. Я имею в виду естественность самой музыки.

Поправь меня, если я ошибаюсь, но в фолке не принято солировать на перкуссии? Или тут все индивидуально?
Если мы говорим о европейском фолке, то да, здесь главенствует мелодический подход. Все изначально определяет мелодия. В отличие, скажем, от африканской культуры. Но, повторюсь, когда речь идет уже о концертом представлении фолк музыки – тут возможны любые варианты. Перкуссионист же тоже должен иметь возможность показать, что не зря ест свой хлеб. :-)

Хотелось бы поговорить о волшебном инструменте боуране? В рамках какой музыки этот инструмент наиболее гармоничен?
www.youtube.com/watch
Боуран по своему строению это одна из разновидностей рамочных барабанов. Особенностью является техника игры на нем при помощи палочки. Одна рука играет ритм, а вторая – меняет тон, демпфируя кожу. Получается довольно интересно и разнообразно. Подробней про боуран можно почитать на сайте celtic-music.ru, там есть и музыкальные примеры.До недавнего времени боуран был исключительно атрибутом ирландской и шотландской музыки, но сегодня интерес к инструменту среди перкуссионистов растет и границы его применения расширяются.

В 2009 году ты побывал в Ирландии. Чем вдохновила тебя поездка, и что в ней почерпнул?
В 2009 году я впервые попал в Ирландию и Шотландию. Для меня эта поездка была очень важной – ведь я на тот момент уже больше десяти лет интересовался музыкой этих стран. А тут была возможность окунуться во все это, как сейчас говорят, "в реале". Я каждый день ходил на сэшены (sessions) – когда музыканты собираются в каком-то пабе и играют весь вечер в акустику просто для себя и окружающих людей. Иногда за пиво, иногда просто так. Обычно все довольно демократично и можно присоединиться. Но боуранистов вообще все немного побаиваются и пускают в сэшен не всегда – как правило надо как-то доказать свою адекватность. Это связано с тем, что многие энтузиасты воспринимают боуран (да и вообще перкуссию) как очень легкий, доступный инструмент, который можно освоить за пару часов и идти музицировать в паб. Но на деле оказывается, конечно же не совсем так, и часто такой подход добавляет головной боли остальным участникам сэшена. Поэтому они не всегда открыты всем желающим. Но хороших перкуссионистов очень ценят. Мне повезло, что в поездке у меня с собой была видеокамера и я старался многое снимать и потом анализировать. Ведь одна из сложностей с боураном в том, что материалов для его освоения не так много. Если провести параллель с барабанной установкой, то, скажем, видеошкол уровня JoJo Mayer’a или Steve Smith, т.е. тех, по которым вполне реально освоить какие-то аспекты игры, пока просто нет. Есть неплохие материалы, но системных и достаточно полных я как-то до сих пор не встречал. В такой ситуации личное общение с опытными людьми особенно ценно.

Мы знаем, что в 2010 году ты принял участие в международном конкурсе по игре на боуране в графстве Керри, Ирландия, и выиграл титул International World Bodhran Champion. Расскажи, какая атмосфера царила на конкурсе? И как отнеслись к твоей победе в Ирландии?
После первой пары поездок, когда я почувствовал насколько это интересно и полезно, захотелось уже прицельно съездить на какой-нибудь тематический фестиваль. Я просто поискал в Гугле что вообще есть по теме и наткнулся на чемпионат к графстве Керри. Тут конечно, надо понимать, что ирландцы вообще любители посоревноваться во всем – это давняя традиция. У них постоянно проводятся конкурсы по любым видам деятельности, в том числе и музыке. Но любое такое событие это не просто конкурс, а в первую очередь съезд единомышленников. Ну и плюс графство Керри это вообще одно и красивейших мест в Ирландии, поэтому было решено поехать туда. В итоге удалось посетить и интересные концерты и мастер-классы, много всего. И люди съехались много откуда, не только из Ирландии. Многие посещали фестиваль ежегодно. Сами соревнования ирландцы разделили - отдельно для своих и для приезжих. Это, видимо, для того чтоб не превращать событие в междусобойчик – все же уровень ирландских боуранистов в среднем ощутимо выше. Надо сказать, что у ирландцев вообще целая система обучения детей музыке с раннего возраста, постоянные конкурсы и т.п. О полезности такого слегка спортивного подхода можно спорить, но результаты он приносит порой очень впечатляющие. Я участвовал в качестве иностранца. В целом отношение было скорее удивленно-заинтересованным и вполне доброжелательным. Спрашивали как я, живя в России, учился играть. Главное, что удалось пообщаться со многими музыкантами. Поездка получилась очень полезной.


В Москве ты ведешь группу по обучению игре на боуране? Много ли желающих освоить инструмент? И как проходит обучение?

Да, в какой-то момент назрело понимание, что, несмотря на то, что тема фолка у нас в целом не особо в мейнстриме, надо постепенно что-то пытаться организовывать, чтобы были не просто отдельные концерты, а постепенно формировалась живая среда. Это многие из тех, кто в теме, осознавали. Были в итоге организованы регулярные сэшены, опытные люди стали активно делиться опытом. В конце концов, и я решил попробовать организовать группу по боурану. Джембе я преподавал уже несколько лет, а вот боуран - тема все же более экзотическая. Но желающих, для того чтобы группу запустить, нашлось достаточно. Не все из тех, кто начинал, удержались в седле, но кто проявил упорство, добились заметных результатов. Для меня самого это важно, поскольку систему обучения пришлось выстраивать самому, собирать информацию из разных источников. Так что, то, что оно заработало – это здорово.На занятиях стараемся не зацикливаться только на изучении и отработке техники игры, а также практиковать и игру под записи, ставить и решать музыкальные задачи.

Ты встречался с Давидом Кукерманом, как прошел мастер-класс? Интересно, кто кого учил? Твое отношение к подобного рода мероприятиям?
Давид личность знаковая в перкуссионном сообществе. Он очень активный музыкант и преподаватель, я видел некоторые из его школ. Поэтому с удовольствием посетил его мастер-классы в Москве. Это организовали Андрей Танзю и Кирилл Ошеров – спасибо им за это! Было интересно. Я пока не играю на рамочных барабанах пальцевой техникой и мне были интересны стартовые советы. И Давид многое показал. Я вообще считаю, что правильный старт - это очень важно. А это во многом как раз зависит от преподавателя, ведь сам ученик вначале еще не ориентируется в ситуации. Задача преподавателя обозначить направления развития, дать рекомендации, важные на конкретном этапе, и вдохновить. У Давида это все отлично получается. Что касается кахона, то мне всегда интересно и то, как другие преподаватели объясняют материал, на что обращают внимание. Так что мастер-класс был полезен и в этом отношении.И потом, с точки зрения звукоизвлечения, а это один из центральных вопросов обучения, очень важно стараться послушать мастеров вживую, соотнести с тем, что делаешь сам. Это здорово развивает. А звук у Давида шикарный!

Ты причисляешь себя в ряды мультиперкуссионистов?
Я бы так не сказал. Я, разумеется, стараюсь использовать разные инструменты, варьировать тембры и звуки, но, мне еще много чего предстоит освоить.

Расскажи про интуитивную музыку и оркестр Яна Бедермана? Ты был частью этого оркестра?
Интуитивная музыка это музицирование в формате «здесь и сейчас», когда исполняются не заранее заготовленные композиции, а все происходит спонтанно. Это целое направление в современной импровизационной музыке. В оркестр Яна я попал в 2003 году, когда мой преподаватель – Михаил Петрович Жуков, игравший там, переехал в Германию. Для меня это был очень важный момент. Коллектив тогда очень активно концертировал. До этого я был в большей степени перспективным учеником, а тут попал в реальные боевые условия. Это было очень полезно. Ведь что может быть лучше при освоении инструментов, чем регулярные выступления 2-3 раза в неделю (не считая игры в других коллективах). При этом с Яном играют отличные опытные музыканты, которым я очень благодарен за помощь и сотрудничество – Володя Нелинов, Джон Кукарямба, Биг (Володя Глушко), Саша Алехин. Кроме того, регулярные музыкальные заработки позволяли и больше вкладывать в музыку, я начал потихоньку обрастать инструментами. И главное, что играли же мы не что-то заезженное, из раза в раз одно и то же. В интуитивной музыке каждый раз как в первый раз. Это стимулирует музыкальное мышление, учит живому взаимодействию, никакой рутины. В общем, это было ровно то, что нужно! Сегодня Ян много ездит с гастролями, а я веду более оседлый образ жизни, поэтому играем не так часто, но каждый раз это большое удовольствие.

Насколько важно академическое образование для перкуссиониста? Чтение и работа с нотным письмом? В каких случаях интуитивная игра пересиливает паттерновую?
Я не могу сказать, что есть что-то, без чего никак невозможно обойтись. Но, безусловно, есть полезные навыки, которыми просто глупо предебрегать. Ноты – удобный способ записи материала. К примеру, для сессионного музыканта, когда сотрудничаешь с разными командами и приходится переваривать большие массивы информации как-то записывать материал необходимо – ведь все просто не запомнишь. А ноты – это удобный способ. И они же не обязывают выписывать все до удара – можно что-то выписать подробней, что-то схематичней. Т.е. это просто способ записи, который на самом деле совершенно не трудно освоить, даже если не довелось поучиться в музыкальной школе. Про академическое образование мне трудно сказать наверняка – сам я учился в джазовом колледже. Но на сегодняшний день я имею удовольствие участвовать в совместном проекте с Анной Тончевой и Марком Ильичем Пекарским. Марк Ильич наш легендарный музыкант и педагог и, конечно, тонкость, и точность его восприятия и исполнения музыки просто поражает. учиться у такого преподавателя – большая удача, и конечно это сильно расширяет взгляд на шумовые инструменты. Я по-хорошему завидую его ученикам! Кроме того, важным в академической традиции является понятие музыкальной формы – как выстраивать композицию, по каким законам. Там же не просто "куплет-припев, после второго припева - проигрыш". Там все несколько глубже разработано. И это мне видится очень полезным, особенно для импровизационного, интуитивного музицирования. Одним словом, даже если грувовый аспект и не является сильной стороной академической музыки, там есть масса всего, безусловно, полезного и нужного – надо просто брать лучшее и не забывать говорить спасибо. Как на торрентах :)

Хотелось бы поговорить подробнее о твоих учителях, виртуальных и реальных?
Вначале осваивал ударные самостоятельно, но довольно быстро осознал ценность занятий с преподавателем и стал искать. Валера Новгородов (перкуссионист группы Mervent) посоветовал обратиться к Михаилу Петровичу Жукову, у которого сам брал уроки. И это был очень правильный выбор. Михаил Петрович уделял большое внимание техническим вопросам, звукоизвлечению, а ведь надо иметь в виду, что внятно перкуссию у нас особо нигде не преподавали. И ютуба тогда никакого не было. Михаил Петрович многое заимствовал из школ по установке, и мне этот подход был близок, поскольку я занимался и установкой. Сначала я осваивал конги - просто потому что подвернулась возможность купить инструмент с рук. Потом заказал джембе Remo – до сих пор, кстати, на нем играю. Боуран осваивал параллельно. Юра Андрейчук – лидер группы Slua Si и известный московский фолк-просветитель - записал мне копию видеокассеты со школой Tommy Hayes’a. Одна из лучших школ по боурану, как оказалось, которая и до сих пор не потеряла своей актуальности. А потом подвернулась возможность взять несколько уроков у шотландского перкуссиониста Frank McGuire, который жил и выступал в Москве некоторое время. Это очень помогло. После отъезда Михаила Петровича в Германию я, по его совету, немного занимался установкой с Аркадием Юрьевичем Баклагиным – отличный педагог с очень обстоятельным подходом. А потом пошел учиться в МКИМ (Московский колледж импровизационной музыки), бывшая джазовая студия «Москворечье». Пошел не столько ради ударных, сколько для общего развития, хотелось поизучать и теорию и историю музыки, ну и повариться в околоджазовой среде. Преподавателем по ударным у меня был Юрий Дмитриевич Баловнев. Это если говорить о более менее системном обучении. А так – по возможности старался и стараюсь посещать мастер-классы или при случае брать разовые уроки. Очень полезными оказались для меня занятия с Тиграном Пантелевым. Он живет и преподает ударную установку в Питере и много внимания уделяет базовым вопросам постановки рук, ног. Причем очень доступно это объясняет. На сайт drumspeech.com есть раздел, который он ведет. Это важно, поскольку в отсутствии информации порой начинает развиваться разнообразное мифотворчество о том, как что надо делать и в итоге зачастую неоправданно много сил уходит на борьбу с ветряными мельницами. Потом приходится переучиваться, опять тратить силы и время. А Тигран доступно и грамотно объясняет самые базовые принципы – для преподавателя черта абсолютно незаменимая. При этом, в отличие от видео-школ, преподаватель - живой человек, который укажет на ошибки и поможет конкретно вам. В плане боурана очень многое мне дали поездки на фестивали и школы, а также уроки, о которых я предварительно договаривался с музыкантами. Сейчас это вполне осуществимо с помощью того же Facebook. Уроки по Skype тоже уже перестают быть экзотикой, хотя и требуют определенной технической оснащенности.

Как ты считаешь, подражание как часть обучения приемлемо, или работа над своим стилем важнее?
Я думаю, на начальном этапе подражание неизбежно и даже необходимо. Ведь прежде чем научиться писать, надо научиться читать. Подражание учит главному – умению слышать, в том числе и себя со стороны. Это вообще, на мой взгляд, основной навык и для его развития нужно приложить большие усилия. Но не стоит забывать, что копия всегда хуже оригинала и в музыкальном мире клоны не особенно кому-то интересны. Поэтому, мне кажется, с какого-то момента надо сознательно уделять внимание развитию своего стиля, звука, подхода. Пробовать найти именно свои решения. Тогда есть шанс стать интересным. Бояться тут особо не нужно. Практика показывает, что при достаточном упорстве и последовательности многие изначально не очень убедительные идеи можно отшлифовать и сделать интересными.

Расскажи о важных периодах становления тебя как музыканта, и что наиболее сильно оказывало влияние в эти моменты.
Детство, отрочество, юность :) Первое это, пожалуй, вообще решение всем этим заниматься серьезно, принятое в сознательном возрасте. Потом – занятия с хорошими преподавателями.
На сегодняшний день основное – это взаимодействие с интересными и разными музыкантами.
Самое сложное, на мой взгляд, это переход из состояния ученика в состояние самостоятельной музыкальной единицы, в перспективе - личности. По большому счету - готовность брать на себя ответственность. Могу сказать, что у меня это произошло относительно быстро в связи с довольно большим количеством выступлений уже на начальных этапах обучения. Но глубина темы такова, что никогда не ощущаешь себя окончательно чего-то достигшим. За каждым успехом следуют новые задачи, которые раньше и не могли стоять, поскольку ты просто не был к ним готов. Очень многое дали общение и занятия с опытными людьми, которых я уважаю как музыкантов, пусть кратковременное, но погружение в их кухню. И тут понимаешь зачастую, что чудес как таковых нет – есть увлеченное и искреннее занятие своим делом, которое со временем иногда дает поразительные результаты. Вот буквально пару недель назад, во время проведения недели Ирландии в России, приуроченной, к Дню святого Патрика (самый крупный и известный ирландский праздник), посчастливилось сыграть несколько концертов с выдающимся ирландским флейтистом Брайаном Финнеганом (Brian Finnegan), который приехал к нам в этот раз с певицей Карен Кейси (Karen Casey), которая известна по сотрудничеству с группой Solas и гитаристом Ианом Стефенсоном (Ian Stephenson). Также в концертах участвовал Боря Рубекин из группы Аквариум на клавишных. Был очень напряженный, плотный по графику небольшой тур из четырех концертов. Интереснейший и вдохновляющий опыт.

Расскажи о коллективах, в которых тебе посчастливилось играть, и в каких коллективах ты играешь сейчас? Я знаю, что ты играешь в Los Gaiteros de Moscu, Blind Harper, Lacuna. Какое музыкальное направление преобладает в музыке этих групп?
Вообще, групп с которыми посчастливилось посотрудничать не так уж мало. Так что, не в обиду всем, назову лишь некоторые. Первым коллективом была группа Ruadan. Мы исполняли околокельтский фолк, насколько в то время позволяли наши возможности. Со временем к нам присоединился Александр Карпов. Саша, будучи в душе ирландцем, был не только автором-исполнителем или, по-ирландски, бардом в лучшем смысле этого слова, но и отличным переводчиком, писал хорошие тексты и переводы. Но в 2002 году он трагически погиб в Норд-Осте - работая на тот момент над переводом мюзикла Чикаго, Саша интересовался темой мюзиклов и пошел посмотреть на работу коллег. Записать студийный диск мы не успели – остались только некоторые концертные записи. На концерте памяти Саши, Александр Щербина и Адриан Крупчанский предложили поучаствовать в записи их диска, а спустя некоторое время сформировался коллектив «Адриан и Александр», который жив и зравствует до сих пор. Я, правда, на сегодняшний день с группой не играю, поскольку времени на все имеющиеся музыкальные затеи уже категорически не хватает, но сотрудничество у нас получилось, на мой взгляд, насыщенным и довольно плодотворным.
Про Оркестр Яна Бедермана мы уже поговорили :) В целом, на сегодняшний день я как-то постепенно пришел к тому, что играю в основном европейскую фолк музыку.
Blind Harper – московский коллектив, играющих преимущественно ирландскую музыку. Очень сильные и искушенные ребята и играть с ними – большое удовольствие. Изначально квартет – Саша Караваев на духовых, Кирилл Расколенко на скрипке и Витя Ливанов на гитаре. В последние месяцы к нам еще присоединился ирландский гармонист Daire Mulhern, так что стало еще интересней.www.youtube.com/watch

Lacuna – питерский коллектив, к которому ребята пригласили присоединиться после довольно спонтанного совместного выступления в Брянске. Женя Викки на гитаре и мандоле, Боря Рубекин на духовых и Дмитрий Олегович на аккордеоне.
Надо сказать, что оба этих коллектива достаточно молодые, несмотря на то, что люди в них весьма опытные. http://www.youtube.com/watch
Los Gaiteros de Moscu – московские волынщики. Изначально трио, потом – квинтет, а сегодня нас четверо. Виктор Краев на галисийской волынке и кларнете, Митя Игнатов на бузуки, Игорь Глушков на бас гитаре. Играем разную музыку, но довольно много галисийской. Галисия это такая кельтская провинция на северо-западе Испании. www.youtube.com/watch

Glasach – самый молодой из всех упомянутых коллективов. Его идейный вдохновитель - Кирилл Расколенко. В репертуаре много шотландских мелодий и мелодий канадской провинции Cape Breton. Еще одна грань фолк музыки.
Также в последнее время выступаю с ансамблем средневековой музыки Pfeyffer (www.pfeyffer.ru).В нем в основном академические музыканты и музыка проверенная временем.www.youtube.com/watch За пределами фолка хотел бы отметить сотрудничество с Денисом Розовым и Борей Рубекиным в их коллективе, который сейчас активно заканчивает работу над студийным альбомом. www.youtube.com/watch

Кстати, от себя скажу, что после знакомства с диском Los Gaiteros de Moscu, стал чаще слушать фолк. Раскрой нам занавес, как рождались барабанные и перкуссионные партии?
Значит не зря писали и выпускали диск :) У нас еще недавно вышел концертный DVD ;)
Вообще, я не могу сказать, что как-то мучительно выдумываю свои партии. Обычно есть исходный материал и в лучшем случае какая-то общая задумка. Исходя из этого, на репетициях начинаются поиски и эксперименты, пробуем разные варианты. При этом важно все это записывать на диктофон и потом отслушивать, поскольку не всегда удается адекватно оценить в пылу работы ценность той или иной идеи. Потом что-то вырисовывается и проверяется уже на концертах. Ну а потом можно и на запись. Это в идеале. А так - бывает конечно, по-разному. Иногда что-то неожиданно и случайно находится. В любом случае, тут важно пробовать и анализировать.
В целом, если я использую тот или иной инструмент, это не значит, что я стараюсь обязательно применять только какие-то характерные для него этнические ритмы. Просто исхожу из возможностей инструмента и особенностей музыкального материала. В этом смысле часто помогает прослушивание и анализ того, что делают в схожих ситуациях другие музыканты, пусть и с другим инструментарием. Можно пытаться делать транскрипции с одного инструмента на другой - в итоге может получиться что-то неожиданно интересное.

В сети можно ознакомится с твоим творчеством?
Альбом Lacuna выложен на трекере: rutracker.org/forum/viewtopic.php Там же есть и наш с Володей Череповским дуэтный диск: rutracker.org/forum/viewtopic.php У команд, которые я перечислил, есть ролики на Youtube и свои странички в социальных сетях. Я тоже есть и Вконтакте и в Facebook, так что можно спрашивать не стесняясь.

Как по-твоему, присутствие перкуссиониста в любом музыкальном жанре должно быть оправдано? И если да, то какие основные задачи он должен решать в коллективе?
Если говорить о возможном месте и роли перкуссии в аранжировках, я, если крупными мазками, выделил бы два основных вектора. Первый - это в большей степени эффекты, сонорика, необычные звуки - музыкальные специи. А второй - ритмическая основа. При наличии в коллективе барабанщика, чаще упор делается на первое. В акустических составах - на второе. Мне исторически ближе ритмический вектор, мне интересны грувы. Как сыграть так, чтобы зацепить и увлечь за собой слушателей, используя совершенно простые и порой на первый взгляд даже не особо музыкальные средства.

Твоя видеошкола «Перкуссия в музыке. Джембе, кахон, боуран. Основы мышления и техники. Игра в коллективе» оказалась на редкость гармонична и полезна для музыкантов разного уровня. Что вдохновило и побудило к созданию такого проекта? И окупился ли он, все-таки работа была проделана колоссальная? Будет ли продолжение с упором на боуран?

Идея сделать видеошколу зрела довольно долгое время, и тут во многом меня подтолкнул к этому самарский перкуссионист Филипп Акинцев, после того как я провел в Самаре мастер-классы. Я благодарен Филиппу за сотрудничество.Смыслом создания школы было с одной стороны то, что материалов по игре на перкуссии на русском языке, мягко говоря, не очень много, в то время как число интересующихся в последние годы неуклонно растет. С другой стороны - мне не очень понятна часто применяемая у нас система обучения, в основе которой лежит коллективное заучивание аутентичных ритмов. Я сам шел немного с другого конца, да и, по большому счету, плотно никогда не занимался исполнением аутентичной африканской, скажем, музыки. Я скорее интересовался общемузыкальными моментами и возможностью вписывания перкуссии в разные музыкальные контексты. Поэтому было желание поделиться своими наработками, которые, разумеется, включают в себя наработки и моих преподавателей – возможно, они кому-то покажутся интересными. Работа над школой изначально не была коммерческим проектом. Т.е. я бы не отказался, конечно, что-то на этом заработать, но опыт показывает, что, особенно в последнее время, издание музыки или вот таких учебно-музыкальных материалов довольно сложно сделать прибыльным, по крайней мере, не делая значительных уступок рынку. Поэтому, в основном музыканты сейчас зарабатывают выступлениями, а преподаватели – уроками. А релизы в такой ситуации играют роль, скорее, сопутствующей информационной поддержки. И дистанционного распространителя информации, поскольку добраться лично до всех уголков нашей необъятной Родины задача не простая. Удивительно, но школу уже заказывали из совершенно разных регионов. Основная цель была сделать школу полезной для людей, не имеющих возможности регулярно заниматься с преподавателями. Именно поэтому она получилась, возможно, несколько громоздкой, в чем-то избыточной. Но, надеюсь, кому-нибудь пригодилась и, возможно, еще пригодится. Что касается продолжения с акцентом на боуран, то конкретных планов пока нет. Да и число интересующихся этим инструментом пока таково, что еще можно пообщаться со всеми лично.

Возвращаясь к этнической и фолк музыке, интересно узнать: как, на твой взгляд, с этим обстоят дела в России?
Пока, к сожалению, все держится на активности отдельных энтузиастов, которые просто не могут жить без этой музыки. И их, по большому счету, практически единицы. Среда как таковая находится еще в стадии начального формирования. Хотелось бы надеяться, что в том числе моя деятельность и активность коллег что-то поможет изменить в лучшую сторону. Мы верим в то, что живая искренняя музыка нужна людям :)

Как насчет сольной карьеры? Видишь ли ты в ней перспективы для себя?
Пока моя сольная карьера в основном преподавательская :) Возможно в будущем, если появится возможность, попробую что-то музыкальное. Но я стараюсь трезво смотреть на вещи и количество админирстративно-организационной ответственности, которое лежит на плечах любого бенд-лидера сдерживает мои амбиции. Пока хочется просто музыку играть :)

Твои творческие амбиции на будущее?
Продолжать играть и по возможности расти.

Помимо барабанов чем занимаешься?
Наукой и семьей.


Что ты можешь пожелать начинающим перкуссионистам?

В первую очередь получать удовольствие от игры и творчества и не останавливаться на достигнутом. Если беспокоят вопросы развития и музыкального роста - в первую очередь определиться с целями. И, в зависимости от этого, наметить пути достижения. Можно играть для себя – от этого ваша жизнь станет полней и ярче. Можно стремиться стать профессиональным музыкантом и получить всеобщее признание, тогда рецепты будут немного другими. На старте важно найти хорошего преподавателя – это сэкономит много времени (а это, по большому счету, главный и, притом, невосполнимый ресурс) и поможет избежать многих ошибок. Потом – найти единомышленников, коллег, с которыми будет комфортно.Вообще, на тему обучения мне в свое время очень понравилась книга пианиста Григория Михайловича Когана «У врат мастерства». Очень рекомендую ознакомиться - ее можно найти в сети. И не забывать, что последовательность, осмысленность и регулярные занятия творят чудеса! :-)

Спасибо, Андрей, за уделенное нам время!

Генеральный информационный партнер

Партнеры фестиваля
                                                    

АНО Проект «Барабаны мира», Самарская область, г.о. Тольятти. Руководитель проекта Марина Ерофеева (8482) 35-45-10, +7-929-714-05-09; e-mail: sh-bm@mail.ru

Поддержка Апрель Интернет     «Барабаны мира» на SunBow     Хостинг TimeWeb     Хостинг BeGet     Платье-трансформер